Речной порт
STOP
PLAY
читает Романова Оксана Викторовна, актриса Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова

Речной порт
Впервые водный вокзал в Ульяновске был открыт на одной из волжских пристаней в 1939 г. На вокзале имелись зал ожидания, комната матери и ребенка, красный уголок и 15 коек для транзитных пассажиров. Но этого было недостаточно. В 1947 года на заседании архитектурной комиссии при Управлении главного архитектора города был рассмотрен и утверждён проект нового водного вокзала. Вокзал был построен в 1949 г. Деревянное П-образное в плане здание вокзала было одноэтажным, в центре с трёхэтажной надстройкой со шпилем. У центрального входа, обращённого к Волге, были установлены большие скульптуры Владимира Ильича Ленина (слева) и Иосифа Виссарионовича Сталина (справа). Вокзал находился немного выше Пролетарского спуска (бывший спуск Завьяловский). Как и положено, при вокзале имелся ресторан, входивший «в список хозрасчётных предприятий Ульяновского треста столовых».

В 1949 году уже было известно о создании Жигулевской гидроэлектростанции и расширении русла реки Волги, поэтому на месте старого вокзала, «учитывая его перебазирование к навигации 1956 г. в район строящегося речного вокзала», планировали поместить водную станцию. Здание вокзала находилось выше кромки воды, речные суда приставали к двум дебаркадерам, стоявшим напротив вокзала. Эти дебаркадеры до 1952 г. были перемещены на место нового речного вокзала. Здание старого речного вокзала не сохранилось.
Строительство нового речного порта началось в 1952 г на берегу протока Чу́вич недалеко от Свято-Духовского (Минаевского) кладбища. Порт состоит из пассажирского и грузового районов и соединен железнодорожной веткой со станцией «Ульяновск-II». Подъём воды в Куйбышевском водохранилище до нормальной отметки 53 м осуществлялся с 1956 г. по 1957 г. К 1956 году уже было затоплено Свято-Духовское кладбище, и были построены волнолом и перемычки, предотвращающие затопление рабочей зоны вокзала, строительство которого велось в 1959-1966 гг. Само здание вокзала было принято в эксплуатацию 20 мая 1965 г. Центральный грузовой порт (район) вступил в строй в навигацию 1957 г. Он построен по типу морских портов с сооружением перед акваторией мола длиной 1,5 км, защищающего порт от волн Куйбышевского водохранилища, высота которых в штормовую погоду достигает 3-х метров.

Ульяновский речной вокзал сразу же получил неофициальные названия: «порт пяти морей», «морские ворота родины Ленина». И не случайно: из него можно попасть в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское и Белое море.
Само воздушное здание речного вокзала напоминало пришвартовавшийся корабль. Издали оно казалось хрустальным. С красивыми архитектурными, выразительными формами и изящной отделкой. Построено здание речного вокзала по проекту «Ленгипроречтранса» с использованием модных новинок: это сочетание железобетона, алюминия, стекла и пластика. Зал ожидания вокзала рассчитан на 500 человек, но может принять и до двух тысяч путешественников. На нижнем этаже здания в вестибюле находились кассы открытого типа, справочное бюро, круглосуточный буфет, киоск «Союзпечать» и даже парикмахерская. Здесь же был междугородний телефон, можно было позвонить в город или связаться с любым другим городом СССР. Кроме того, имелись комната матери и ребенка и вместительное багажное отделение.

К услугам гостей был и большой зал ожидания со сплошными стеклянными стенами. За ними – великолепная панорама с видом на Волгу. Объем создавался и за счёт высокого шестиметрового потолка. Зал ожидания украшала современная мебель: кресла и диваны. Ресторан с открытой и закрытой зоной. На верхнем этаже – комнаты длительного отдыха

Ульяновцы с удовольствием путешествовали на «Метеорах» по реке Волга. В Ульяновск посмотреть на родину Владимира Ленина приезжали тысячи туристов, многие начинали знакомство с городом со здания речного вокзала.

Расцвет речного вокзала пришёлся на 1980-е годы. Объёмы погрузочных и разгрузочных работ постоянно увеличивались. Вокзал принимал тысячи туристов в день. На причале стояли до 20 теплоходов. Скоростные «Метеоры» совершали до 11 рейсов в день.
Потом ситуация изменилась. В 1990-ые годы начали списывать суда, пассажиров становилось все меньше, здание вокзала опустело. Теплоходы стали приходить сюда всё реже и реже. Дорога в речной порт разрушилась. Поездки по Волге стали нерентабельны из-за дорогого топлива. И здание речного вокзала в Ульяновске оказалось забытым, как памятник другой эпохе. Только в 2010-е годы 21 века порт снова начал постепенно оживать, последние годы даже возобновились прогулочные и транспортные маршруты для пассажиров.

Made on
Tilda