Пристань на Волге
STOP
PLAY
читает Авдеев Николай Юрьевич, актер Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова

Пристань на Волге
Крупнейшая река европейской России Волга всегда была важнейшей транспортной магистралью государства. Естественно, что существование города у большой водной артерии – главной реки европейской части страны должно вызвать активное судоходное сообщение и строительство на берегу различных пристаней и перевозов. Провинциальный Симбирск не был исключением.
У Симбирских пристаней была одна важная особенность – они были самой природой отделены от остального города. «Крута Ульяновская гора… Пароходные пассажирки … тяжело дышат, присаживаются на скамейки…. и снова ползут, задыхаясь, обмахиваясь платками», – пишет в 1924 году о своём путешествии в Ульяновск Юрий Бочаро́в в газете «На Вахте». И действительно, подъём в гору был очень тяжёл, что сильно повлияло на психологическое восприятие пристаней. Для простых мещан пристанская жизнь вне всяких сомнений была «иной» и в какой-то мере даже чудесной – пристани воспринимались как место, соединяющее две стихии – привычную земную и волнующую своей неразгаданностью водную. Это обычное для незнакомого с речной жизнью человека чувство не успевало приесться именно из-за сложности пути до пристаней и обратно, поэтому каждый случай знакомства с пристанской жизнью оставлял свежие и крепкие воспоминания.

Первая городская пристань появилась одновременно со строительством Симбирска и размещалась в Подгорье около Успенского посада (в районе современного Парка Дружбы народов). На городском плане 1843 г. отмечено расположение пристаней в двух местах: у Смоленского спуска и на Подгорной площади; в 1866-1887 гг. – в районе Смоленского спуска, занимая участок длиной в 330 саж.; а в 1898 г. – на всем участке между Смоленским и Завьяловским спусками. По данным Павла Мартынова «от Смоленского спуска далее тянутся, одна за другой, пароходные пристани». Пароходство на реке Волге началось 29 апреля 1820 г. рейсами парохода «Волга» между городами Нижним Новгородом и Астраханью. Затем стали образовываться крупные пароходные предприятия: пароходное общество «По Волге» (учреждено в 1843 г.), «Меркурий» (1849 г.), соединившийся в 1858 г. с каспийским пароходным обществом «Кавказ», «Самолет» (1853 г.), на пароходах которого в июне 1855 г. впервые стали перевозить по Волге почту.
Пристани пароходных обществ в Симбирске были созданы в 1866 г. Пароходные пристани сдавались в аренду по результатам торгов. Пристань тех лет представляла собой деревянный двухэтажный дебаркадер, но трудно сказать, все ли пароходные компании имели закреплённые за ними пристани. Их протяженность в основном составляла около километра.
Особо следует сказать о перевозной пристани. Казённый (городской) перевоз для города имел довольно важное значение: и как средство сообщения между волжскими берегами Симбирска, и как статья пополнения городской казны.

Многим ульяновцам знаком отрывок про Симбирский перевоз пера Сергея Тимофеевича Акса́кова из книги «Детские годы Багрова-внука»:
«Проснувшись рано поутру, я увидел, что наша карета отпряжена и стоит на отлогом песчаном берегу… Около меня кипела шумная суматоха. На перевозе ночевало много народу, и уже одна большая завозня, битком набитая лошадьми и телегами с приподнятыми передками и торчащими вверх оглоблями, чернелась на середине Волги, а другая торопливо грузилась, чтобы воспользоваться благополучным временем. Перевозчиков из деревни Часовни, лежащей на берегу, набежало множество, предлагая нам свои услуги. У них был какой-то староста, который говорил моему отцу, чтоб он не всем верил, и что многие из них вовсе не перевозчики, и чтобы мы положились во всем на него… Подвели третью завозню, самую лучшую и прочную, как уверяли, поставили нашу карету, кибитку и всех девять лошадей.. Проворно подали большую косную лодку, шестеро гребцов сели в весла, сам староста или хозяин стал у кормового весла… Мы вышли на крутой берег и сели на толстые бревна, каких там много лежало. Завозня с нашей каретой плыла еще посередине Волги; маханье веслами казалось издали ребячьей игрушкой и, по-видимому, нисколько завозни к нам не приближало. Ветер усиливался, карета парусила, и все утверждали, что наших порядочно снесет вниз. Около нас, по крутому скату, были построены лубочные лавочки, в которых продавали калачи, пряники, квас и великое множество яблок. …Наконец и наша завозня с каретой и лошадьми, которую точно несколько снесло, причалила к пристани; экипажи выгрузили и стали запрягать лошадей; отец расплатился за перевоз, и мы пошли пешком на гору».

В 1868-1870 гг. перевоз производился пароходом. На пароходе переправлялись как пассажиры, так и различные грузы. Прибыльность содержания перевоза позволяла Городской Думе назначать между судоходными промышленниками соревнование по заключению контракта на выгодных для города условиях.

Постепенно почти весь симбирский берег был усеян пристанями. Так, в 1913 году между Завьяловским (ныне Пролетарским) и Смоленским спусками располагалось 15 пристаней: для выгрузки леса и дров; для торговли хлебом; общего бесплатного пользования; пароходная пристань Волго-Бугульминской железной дороги; место для сдачи в аренду под пароходные пристани; городская перевозная пристань; пароходные пристани обществ «Самолет», «Кавказ и Меркурий», «Русь», «По Волге», «Дружба», купеческого общества, Восточного общества; пристань для выгрузки строевого леса с плотов и дров из барж.
Со стороны Симбирской городской управы было бы непрактичным не использовать этот оживлённый участок Подгорья для пополнения городского бюджета. Вот несколько примеров.
В апреле 1882 г. городская управа утвердила результаты торгов на сдачу мест под торговлю съестными припасами на Спасской пристани: 3 места за 3 руб., а за такую же торговлю на перевозной пристани - 23 места за 262 руб.
На основании постановления городской исполнительной санитарной комиссии от 22 мая 1897 г. об открытии под горой дешёвой чайной «Городская Управа сняла у наследников Загряцкова лабаз у перевозной пристани». 06.06.1897 г. после молебна в этом лабазе была открыта дешёвая чайная с такими расценками: в I отделении одна порция чая с двумя кусками сахара стоила 5 коп., во II отделении – по 4 коп., в III отделении одна кружка с одним куском – 3 коп., кипяток на одного человека, с прибором – 2 коп.

В 1930-1940 гг. на правом берегу между Смоленским и Завьяловским спусками было 4 пристани (по течению сверху вниз): первая от Смоленского спуска стояла перевозная пристань (паром) – обеспечивала грузо-пассажирское сообщение между берегами; за ней ниже стояла вторая или «верхняя пристань» – для судов, идущих сверху; следующей была третья или «нижняя пристань» – для судов, идущих снизу; и примерно через 50 м ниже её находилась грузовая пристань. Видимо, непродолжительное время в 1940 г. существовала причальная пристань «Гидроузла».
Обилие разных пристаней в советские годы воспринималось как явный перебор. Поэтому им на смену пришли водные, т.е. речные вокзалы, но это уже совсем другая история.
Made on
Tilda