Аркадий Александрович Пластов
STOP
PLAY
читает Чукин Виктор Юрьевич, Народный артист России, актер Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова

Аркадий Александрович Пластов
Одним из самых известных художников Ульяновской области является Пластов Аркадий Александрович родившийся 31 января 1893 г. в с. Прислониха Симбирской губернии в семье потомственных иконописцев. Учился Аркадий Александрович в Симбирском духовном училище, а позже в семинарии. Затем переехал в Москву и поступил сначала в Строгановское училище, а потом в Московское училище живописи, где его учителями были величайшие художники. В 24-летнем возрасте Аркадий Александрович вернулся в родное село и всю жизнь посвятил ему.

Пластов один их наиболее ярких, высокообразованных и самобытных мастеров, посвятивший творчество уходящему с исторической сцены российскому крестьянству. На малой родине художника рождались сюжеты, образы, позволявшие понимать смыслы жизни, смыслы Бытия. Четыре поколения жителей родного села предстали в его картинах, портретах. С одними героями своих произведений он был знаком еще с детских лет, другие росли и взрослели на его глазах. Окрестности же Прислонихи запечатлены почти во всех произведениях Пластова.
При жизни Аркадий Александрович получил заслуженное признание. Пластов - Народный художник СССР (1962), лауреат Сталинской премии (1946), Ленинской премии (1966) и Государственной премии им. И. Е. Репина (1972).

Аркадий Александрович Пластов умер 12 мая 1972 в селе Прислониха и похоронен на сельском кладбище среди односельчан.
В селе сейчас есть музей памяти художника, сохранился его дом, некоторое время назад установлен памятник.


Мемориально-документальный музей А.А. Пластова в Прислонихе был открыт в 1988 году. Экспозиция размещается в небольшом скромном здании Правления бывшего колхоза им. М.И. Калинина, который был в Прислонихе в 1930-е годы. Здесь Аркадий Александрович работал несколько лет в качестве писаря сельского Совета и секретаря Комитета бедноты. Кстати, в селе ежегодно проводится ассамблея художников «Пластовская осень».

Но лучше всего о себе расскажет он сам, вот несколько выдержек из его автобиографии:
«В бывшей Симбирской губернии есть село Прислониха. Здесь я родился в 1893 году…
Блаженством, которое не повторится, пролетело детство. …Крохотный синий томик Пушкина «Капитанская дочка» и Кольцовское «Что ты спишь, мужичок» было первое, что я узнал из литературы и что пытался иллюстрировать. Зачем? Кто знает! Не помню сам…
Вот после такого сказочного, дремотного и ласкового детства меня отвезли в Симбирское духовное училище. …Орда в 250 человек, предоставленная самой себе…, была страшной средой, и вспомнить эти пять лет, проведенные там, до сего времени не могу без тоскливого ужаса. … Ученье мне давалось, и у меня всегда было достаточно времени, чтобы, забившись… в укромное место, читать и что-нибудь рисовать…
Осенью 1908 года я перехожу в Симбирскую духовную семинарию. В москательных лавках мы накупаем с отцом малярных красок, кистей. …Мы строим планы обучения живописному делу.
С 1909 года в семинарии ввели уроки рисования (необязательный предмет). Преподавателем был приглашен молодой начинающий художник Д.И.Архангельский, энтузиаст своего дела, необыкновенно восторженный и милый человек. Я был отмечен им с первого же урока, и вот уже 35 лет, как мы с ним закадычные друзья…
В 1912 году я кончил 4 класса семинарии. …Губернская управа постановила выдавать мне стипендию на художественное образование по 25 рублей ежемесячно. Я еду в Москву. Устраиваюсь в мастерскую к… И.И.Машкову для подготовки к конкурсу в Училище живописи, ваяния и зодчества…
Но вот и конкурс. Три дня огромного напряжения – и в результате провал. …Совершенно раздавленный морально, я по чьему-то совету поступаю в скульптурную мастерскую Строгановки вольнослушателем. …Стипендия мне шла исправно. Покровители в моем провале на конкурсе ничего позорного не усмотрели. Москва, обильная всем, не давала скучать. Выставки, музеи, театры…
В 1914 году я поступил на скульптурное отделение Училища живописи, ваяния и зодчества. …Три года я был в училище, кончил головной, фигурный, натурный классы. Обстановка была – лучше не придумать. Споры об искусстве, выставках, театрах… На лето уезжал в свою Прислониху, писал этюды…
Революция (февральская) застала меня на третьем курсе. После того как я, подобно многим, покатался по Москве на грузовике с пулеметами, с красным флагом…, арестовывая приставов, жандармов…, я все же в конце третьей недели с начала революции поехал к себе в Прислониху писать на натуре. Жизнь, однако, внесла свои неумолимые коррективы…
Катаясь на грузовике, забирая в плен ошалелых околоточных, я искренне почитал себя заправским революционером. И только в октябре, когда я приехал в Москву заканчивать Училище живописи и наткнулся совершенно неожиданно на баррикады и стрельбу на улицах, я уразумел, наконец, что революция в такой стране, как Россия, - процесс, который по своему размеру и значению подобен смене геологических эпох…, и что сейчас мало быть только художником, но надо быть еще и гражданином.
Я, толком не разобравшись в происходящем, уехал обратно. …Так я заделался пахарем, косцом, жнецом и т.п. Все эти сельские профессии я немножко знал и раньше, а тут пришлось их осваивать вплотную. Работая из дня в день крестьянином, я полагал, что это лучший случай… наглядеться на крестьянскую жизнь досыта, узнать ее до последней мелочи, чтобы потом уже… воспроизводить ее. Параллельно с этим я рисовал, писал этюды, эскизы, строил планы в целом цикле картин развернуть эпопею крестьянского житья-бытья…
Раздвоение, тянувшееся почти семь лет, кончилось сразу и бесповоротно. Я… связываюсь с Ульяновским губисполкомом, делаю для него ряд работ по живописи и скульптуре и… в 1925 году опять в Москве. …Начались трудности. Не было квартиры, денег, знакомств. Все равно – вперед! …Летом я опять неизменно уезжал в свою Прислониху.
…Все более и более я робел и отступал перед попыткой от этюдов перейти к картине. …Ложная концепция – набить сперва руку, механически накопить материал, а потом создавать картины – завела меня в какой-то странный тупик… Я копил капитал, не пуская его в оборот. … Делать этюды в отрыве от хотя бы самой беспомощной композиции – гиблое дело. Это засело в голову крепко. Прозрев, я полегоньку понял…: есть правда этюдная, и есть правда в картине. Если в первой любой… художник может набить руку, то во второй – нет ничего более обычного, как потерять голову. Неопровержимо было одно: работать надо теперь по новому плану. Все встало на свое место не сразу, но зато несокрушимо и безоговорочно…
В январе 1931 года в нашем селе организуется колхоз. В его организации я принимал горячее участие. В 1931 году в один несчастный июльский день случился у нас пожар. …У меня сгорел дом и все вообще имущество. Все, что до сего времени я написал, нарисовал, - все пропало в пламени, стало пеплом. …Надо было восстанавливать погибшее, и в темпах чрезвычайных. Это было время, когда я медленно подходил к тому, как сделаться, наконец, художником…
Итак, я засел за картины. Наконец-то! Я потирал руки от удовольствия. Многочисленные этюды, зарисовки, эскизы науськивали меня кинуться в битву немедленно, отбросив всякие страхи…
Судьба продолжала баловать меня, подсовывала мне заказы, давным-давно засевшие у меня в голове и ждущие только некоего подхлестывания. …Перед самой войной написал «Ночное», «Овечьи пастухи» и ряд вещей по графике… Выполнил акварелью «Выборы комбеда», «Запись в колхоз», «Подписка на заем». Вот было удовольствие делать эти вещи! Ведь все это прошло когда-то перед глазами…
Наступила война с фашистами. Был я в это время у себя в Прислонихе. В августе 1941 года закончил картину «Немцы идут». Тогда же написал «Пленных ведут», «Один против танка». В 1943 году написал картины «Трактористки», «Гость с фронта», «Наши пришли», «Защита родного очага»…
Хочется сказать об отношении крестьян к моей профессии. Давным-давно, когда я еще был учеником, отношение это отливалось в добродушно-ироническое: «От нечего делать… побаловаться вздумал?». …Много лет спустя, когда уже никакого сомнения не могло быть, что я могу жить не хуже, даже лучше других, и только потому, что мажу картины, мужики стали это одобрять: «Работа чистая, людям не обидная». Очень им хочется видеть изображенной их жизнь, труд, «весельство»… «Спиши-ка ты нас, покажи-ка в Москве-то, как мужики-то живут»…
Сенокосную работу я люблю до самозабвения… Много лет назад я начал собирать этюды сенокоса к будущей картине. …Случай помог мне до некоторой степени сойти с мертвой точки. Как-то… я, бродя по ржаному полю, набрел на ту приблизительно сценку, какая у меня изображена на картине. …Передо мной возникла та упрямая, несгибаемая Русь, которая в любом положении находит выход и обязательно решает поставленную историей задачу. Очень приятной была и самая скромность сюжета. Минимум всего: красок, жестов, действия и т.п., к тому же все это было мне бесконечно известно.
Приходили люди посмотреть картину. …Им было непонятно, что мне за надобность была все это мазать. Ну, сидят и едят. Какой тут интерес? Когда я пробовал пояснить…, почему тут сидят те, кому еще рано полем заниматься, и те, кому уже поздно за него браться, люди оживлялись, сразу входили в самую суть дела. Страшные годы войны и гибель наших людей вставали у каждого перед глазами во всей их трагичности…».
Made on
Tilda