Памятник Н. М. Карамзину


Памятник Н. М. Карамзину

STOP
PLAY
читает Чукин Виктор Юрьевич, Народный артист России, актер Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова


Памятник Н. М. Карамзину

В 1845 году в Симбирске открыт памятник уроженцу Симбирской губернии, историографу, писателю, поэту Николаю Михайловичу Карамзину (1766–1826). Интересно, что на самом постаменте памятника есть надпись позолоченными буквами:

«Н.М. Карамзину
историку Российского государства
повелением императора Николая I-го
1844 год».

Цифры на выбили заранее, но установить монументы в намеченный срок, как часто бывает, не успели, поэтому на памятнике указан 1844 год вместо 1845-го.
Памятник создан в стиле классицизма. Величественная статуя музы истории Клио правой рукой возлагает на жертвенник бессмертия скрижали «Истории государства Российского» - главного труда Н.М. Карамзина, а в левой держит трубу, с помощью которой намерена вещать о славных страницах жизни России.
Автором проекта памятника является скульптор Самуил Иванович Гальберг, автором архитектурной части памятника — Константин Андреевич Тон. Ни один ульяновский монумент не создавали таким большим «коллективом». Идея родилась в Симбирске у Языковых, Ивашевых, князей Хованских и видных дворянских семей того времени. На том, что памятником должна быть статуя, а не здание, настоял глава МВД Блудов. За основу памятника взяли эскиз Александра Тона, но дальнейшую работу поручили Самуилу Гальбергу. Лично Николай I из двух вариантов, статуи - Карамзина или Клио на постаменте, выбрал последний. Во время работ над памятником Гальберг умер, и воплощать замысел в бронзе пришлось его четырем ученикам.
В то время вообще не было принято увековечивать в памятниках скульптурные изображения людей, не являвшихся монархами. В восприятии современников Карамзин стоял в одном ряду с такими античными историками, как Геродот и Тацит. Композиция памятника прямо указывает на подобное сравнение. А помещение бюста Карамзина в нише и вознесение на пьедестал музы истории Клио, выдвигает на первый план идею бессмертия творца в его трудах. Вознесенная на пьедестал статуя Клио оказывается выше главою не только царя, но и самого историка, помещенных на пьедестале. Муза в композиции памятника предстает, таким образом, как послушная лишь «веленью Божию».

С точки зрения православия, статуя Клио – языческий идол. Поэтому при торжественном открытии памятника сначала сдернули полотнище с постамента и святой водой окропили нижнюю часть памятника. Клио же, дабы не смущать симбирского архиепископа Феодотия, оставалась «спрятанной» под покрывалом.

На северном горельефе памятника Карамзин читает свиток своей Истории императору Александру I. Облокотившись на спинку трона, стоит великая княгиня Екатерина Павловна, младшая и любимая сестра царя, выдающаяся женщина эпохи. В нее был влюблен полководец князь Багратион, к ней сватался Наполеон. Екатерина имела большое влияние на императора, именно она весной 1811 года добилась у царственного брата аудиенции для Карамзина. Николай Михайлович, в преддверии «грозы двенадцатого года», читал императору главы о монголо-татарском иге, Куликовской битве, Дмитрии Донском.
Южный горельеф памятника, запечатлевший Николая Михайловича на смертном одре. Теперь герой – Карамзин, и потому он обнажён и расположился на ложе. Император Николай I горячо сочувствовал больному историку. Он готов был снарядить корабль, чтобы отправить его на лечение в Италию, распорядился выдать ему единовременно 50 000 рублей (Симбирский губернатор в то время получал всего-то 3000 в год). На памятнике царская милость явлена в образе крылатой богини судьбы и удачи Фортуны (богиня без сандалий – знак её божественного достоинства), сыплющей деньги из рога изобилия. Полдюжины отпрысков писателя обозначены условной фигурой младенца, протягивающего ручку за посыпавшимися монетами.

Далеко не все восприняли идею памятника. И речь не только о простом люде, прозвавшем памятник «чугунной бабой». Н.М.Языков писал в 1844 г.: «Народ смотрит на статую Клио и толкует, кто это: дочь ли Карамзина или жена его? Несчастный вовсе не понимает, что это богиня истории! Не нахожу слов выразить тебе мою досаду, что в честь такого человека воздвигают великовечную бессмыслицу!». Ф.М.Достоевский заметил: «В Симбирске на памятнике Карамзину один из барельефов изображает Карамзина, читающего Александру I свою «Историю», оба в древних костюмах, т.е. голые, по крайней мере на 9/10». Таковым было мнение значительной части общества.

Первоначально памятник был обнесен деревянной решеткой. Вдова Андрея Николаевича Карамзина, убитого на Крымской войне, пожертвовала средства для устройства железной решетки, окружающей памятник и сегодня.

В советское время памятник уцелел, но сильно пострадал. Были сбиты буквы на постаменте и позолоченные верхушки ограды. В 1931 году возникла опасность сноса памятника. Некий «бдительный» гражданин писал в городскую газету: «имею указать на крупный кусок [цветного] металла в «бросовом состоянии» в Ульяновске. Это статуя из меди в Карамзинском саду… Статуя должна быть снята и употреблена на подшипники…». Памятник отстояла местная интеллигенция.
В 1944 г. надпись на памятнике восстановлена, а в 1967 г. весь памятник отреставрирован.

Сегодня, памятник Н.М.Карамзину и окружающий его сквер, получивший название Карамзинского, является одной из достопримечательностей Ульяновска. Это единственный уголок города, где сохранились насаждения 19-го столетия, отдельные экземпляры деревьев и кустарников и групповые посадки сирени обыкновенной. Карамзинский сквер — это неповторимый и своеобразный уголок старого Симбирска.

Во все времена года Карамзинский сквер имеет особое очарование. Весной — это сиреневое кружево цветущей сирени, летом — зеленый и тенистый шатер листвы деревьев и кустарников, зимой — убранство ветвей серебристыми кристаллами инея и долголежащий ослепительно белый снег, контрастно подчеркивающий кованую ограду сквера. И всегда в насаждениях выделяются сосны, придающие скверу особую привлекательность… А над всем этим — величественная статуя музы истории Клио
Made on
Tilda