Мозаичная композиция Морской мир
STOP
PLAY
читает Романова Оксана Викторовна, актриса Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова

Мозаичная композиция "Морской мир"
В конце 60-х годов по всей стране широко развернулась подготовка к празднованию столетия со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Естественно, что одним из главных центров торжеств наряду с Москвой и Ленинградом стал Ульяновск город, где Ульянов родился и провел свое детство. В связи с этим, в городе был создан Ленинский мемориальный ансамбль.

Сооружение Ленинского мемориала было закончено в кратчайшие сроки. Крупное здание, поднятое на столбовых опорах, построено на высоком берегу Волги, с которого на многие километры открывается прекрасный вид на великую русскую реку и заречные дали.
На обширной площади, разбитой перед мемориалом, выстроено несколько дополнительных зданий, среди которых выделяется высотная гостиница “Венец” с группой кафе и ресторанов.

Между высотным объемом гостиницы и мемориалом, немного в стороне от их композиционных осей и устроен большой прямоугольный бассейн, украшенный мозаичной композицией Морской мир Зураба Церетели. Мозаика не просто украсила бассейн она его создала. Художник впервые нашел здесь интересный и выразительный прием, который в дальнейшем он будет с успехом разрабатывать в других местах и в тбилисском парке, Победы, и в адлеровском курортном комплексе. Он покрыл мозаикой не находящиеся на воздухе, выступающие части бассейна, а его дно, разместив мозаичный рисунок под слоем воды. Кусочки смальты заиграли особенно яркими красками, а ветер, нагоняющий на водную поверхность беспокойную рябь, как будто оживлял лежащие на дне изображения. Когда же на площади встречаются ветер и солнце, а такое случается здесь часто, яркие цветные отблески начинают играть по всей плоскости бассейна так задорно и весело, что люди специально останавливаются, чтобы посмотреть на это чудо.

Бассейн в Ульяновске необычен своими огромными размерами и предельно простой архитектурной формой. Это вытянутый прямоугольник длиною более четырех десятков метров и пятнадцать метров в ширину, играющий чисто декоративную роль в новом ансамбле. Масштаб водного зеркала установлен художником вместе с архитекторами исходя из соотношения основных сооружений мемориала, гостиницы и других расположенных в зоне восприятия построек. Но соразмерен он и открытому пространству самой площади свободной, ничем не затесненной, обращенной к Волге.
Бассейн обогащает строгую, сдержанную и лаконичную объемно-пространственную композицию, вносит живую теплоту в монументальный образ ансамбля.

Все композиции, входящие в состав этого панно, современны, даны в обобщенном рисунке и контрастных цветовых сочетаниях, однако они легко узнаваемы. Можно было бы указать на материалы, которыми пользовался художник при их создании, сказать о его эскизах, соотношении некоторых элементов мозаики с живописными полотнами. Однако, главное, все же не это. Самым существенным представляется то, что мастер вложил в композиции наиболее яркие качества своего художественного видения. К какому бы фрагменту мы ни обратились, каждый рисунок утверждает торжество и радость жизни. Морская звезда, лежащая на белом каменном дне бассейна, может превратиться в воображении в сияющее ярким красным светом солнце. В других фрагментах, конкретных по существу, эта конкретность хотя и присутствует, но она отступает, вернее переосмысливается благодаря общему стремлению и ясному желанию художника передать глубокое впечатление, захватившее его: чувство насыщенной, светлой и мирной действительности.

Можно с уверенностью сказать, что декоративные мозаики в Ульяновске относятся к числу интереснейших работ этого жанра. Они вносят в ансамбль главной площади Ленинского мемориала праздничную торжественность, мажорность общего звучания.
За это произведение Зураб Церетели был удостоен Государственной премии СССР, присужденной ему в 1970 году.
Made on
Tilda