Императорский мост
STOP
PLAY
читает Гогонин Юрий Юрьевич, актер Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова

Императорский мост
Императорский мост, который также неофициально называют мостом Свободы, Симбирским или просто «старым», был построен во времена правления последнего из российских императоров — Николая II — в 1913-1916 годах.

До его постройки летом переправа с одного берега Симбирска на другой происходила на пароме, зимой приходилось дожидаться санного пути по льду, в осеннюю и весеннюю распутицу связаться с другим берегом было, практически невозможно.
Первоначально мост был исключительно железнодорожным и соединял Московско-Казанскую и Волго-Бугульминскую железные дороги, и в те времена считался самым длинным в Европе. Идея строительства моста была выдвинута министром Петром Аркадьевичем Столыпиным после его визита в Симбирск в 1910 году. Первое полное название моста – «Императорский Его величества Николая II» или же Николаевский. После свержения царской власти мост был переименован в 1917 году в «Мост Свободы», отсюда пошло второе название. Автором проекта стал Николай Аполлонович Белелюбский. В строительстве было задействовано более 4 тысяч рабочих со всей Российской империи.

При строительстве в июле 1914 года на мосту случился пожар, ущерб был оценен в 2 млн рублей, затруднял стройку и оползень Симбирской горы в 1915 году. Однако, мост был достроен, и торжественное открытие было проведено 5 октября 1916 года.

Мост пережил и первую мировую войну, и гражданскую войну.
В 1918 году мост стал стратегическим в военном плане. 12 сентября 1918 года – день освобождения Симбирска от белых. Но в этот день был освобождён только правый берег. А на том находились ещё и чехословаки, и капелевцы. И поэтому 14 сентября был предпринят штурм через мост: впереди пустили пустой паровоз для проверки целостности моста, за ним прошёл бронепоезд, а следом начали наступать красноармейцы. Несколько недель ещё продолжались бои за Заволжье и за мост.

В 1940-е годы этот объект также считался стратегическим. На Венце в нескольких местах и возле самого моста и на левом, и на правом берегах находились зенитки, на которых дежурили девочки-зенитчицы. К счастью, сюда прилетали только немецкие разведчики, бомбёжек моста не было. Но стратегическим объектом он оставался ещё долгие годы. Даже фотографы жаловались, что был запрет на фотосъёмку моста.
В советский период мост не раз реконструировался. В 50-х годах из-за строительства Куйбышевского водохранилища и ГЭС уровень воды поднялся, что привело к необходимости приподнять сам мост, укрепив его переходы и опоры. Кроме того, одновременно была пристроена автомобильная часть моста. В 1958 году было открыто движение по автомобильной части Императорского моста. Таким образом, мост стал двойным.

Проезжая по мосту можно увидеть большой крест на островке под мостом. Это место связано с трагической аварией теплохода «Александр Суворов». 5 июня 1983 года произошла катастрофа — теплоход зашел в несудоходный пролет и задел конструкцию моста. В аварии пострадал не только теплоход, но также грузовой поезд весом 3 300 тонн, проезжавший по мосту в то же время. В результате пролетное строение моста было смещено на 40 см, сам теплоход лишился рубки, кинозала и дымовых труб, из 53 вагонов поезда 11 сошло с рельс, часть вагонов опрокинулась на корабль вместе с грузом угля, зерна и бревен. Официальное число погибших насчитывает 176 человек. На восстановление моста потребовалось 5 суток.

В 2009 году, когда появился в Ульяновске «Президентский» мост, старый мост стали назвать «Императорским», хотя фактически от старых пролётов уже тогда ничего не осталось. Они были демонтированы в 2003-2008 годах и вместо них были установлены новые, более современные.

Императорский мост относится к балочным конструкциям. Он представляет собой 20 пролетов — полупараболических металлических строений со сквозными фермами из кованого железа с ездой понизу. В настоящее время на нем имеется две автомобильных и одна железнодорожная полоса. Общая длина моста — 2080 м.

Императорский мост – одна из основных достопримечательностей современного Ульяновска, проезжая по нему можно насладиться прекрасным видом на Волгу.
Made on
Tilda