Императорский мост, который также неофициально называют мостом Свободы, Симбирским или просто «старым», был построен во времена правления последнего из российских императоров — Николая II — в 1913-1916 годах.
До его постройки летом переправа с одного берега Симбирска на другой происходила на пароме, зимой приходилось дожидаться санного пути по льду, в осеннюю и весеннюю распутицу связаться с другим берегом было, практически невозможно.
Первоначально мост был исключительно железнодорожным и соединял Московско-Казанскую и Волго-Бугульминскую железные дороги, и в те времена считался самым длинным в Европе. Идея строительства моста была выдвинута министром Петром Аркадьевичем Столыпиным после его визита в Симбирск в 1910 году. Первое полное название моста – «Императорский Его величества Николая II» или же Николаевский. После свержения царской власти мост был переименован в 1917 году в «Мост Свободы», отсюда пошло второе название. Автором проекта стал Николай Аполлонович Белелюбский. В строительстве было задействовано более 4 тысяч рабочих со всей Российской империи.
При строительстве в июле 1914 года на мосту случился пожар, ущерб был оценен в 2 млн рублей, затруднял стройку и оползень Симбирской горы в 1915 году. Однако, мост был достроен, и торжественное открытие было проведено 5 октября 1916 года.
Мост пережил и первую мировую войну, и гражданскую войну.
В 1918 году мост стал стратегическим в военном плане. 12 сентября 1918 года – день освобождения Симбирска от белых. Но в этот день был освобождён только правый берег. А на том находились ещё и чехословаки, и капелевцы. И поэтому 14 сентября был предпринят штурм через мост: впереди пустили пустой паровоз для проверки целостности моста, за ним прошёл бронепоезд, а следом начали наступать красноармейцы. Несколько недель ещё продолжались бои за Заволжье и за мост.
В 1940-е годы этот объект также считался стратегическим. На Венце в нескольких местах и возле самого моста и на левом, и на правом берегах находились зенитки, на которых дежурили девочки-зенитчицы. К счастью, сюда прилетали только немецкие разведчики, бомбёжек моста не было. Но стратегическим объектом он оставался ещё долгие годы. Даже фотографы жаловались, что был запрет на фотосъёмку моста.
В советский период мост не раз реконструировался. В 50-х годах из-за строительства Куйбышевского водохранилища и ГЭС уровень воды поднялся, что привело к необходимости приподнять сам мост, укрепив его переходы и опоры. Кроме того, одновременно была пристроена автомобильная часть моста. В 1958 году было открыто движение по автомобильной части Императорского моста. Таким образом, мост стал двойным.
Проезжая по мосту можно увидеть большой крест на островке под мостом. Это место связано с трагической аварией теплохода «Александр Суворов». 5 июня 1983 года произошла катастрофа — теплоход зашел в несудоходный пролет и задел конструкцию моста. В аварии пострадал не только теплоход, но также грузовой поезд весом 3 300 тонн, проезжавший по мосту в то же время. В результате пролетное строение моста было смещено на 40 см, сам теплоход лишился рубки, кинозала и дымовых труб, из 53 вагонов поезда 11 сошло с рельс, часть вагонов опрокинулась на корабль вместе с грузом угля, зерна и бревен. Официальное число погибших насчитывает 176 человек. На восстановление моста потребовалось 5 суток.
В 2009 году, когда появился в Ульяновске «Президентский» мост, старый мост стали назвать «Императорским», хотя фактически от старых пролётов уже тогда ничего не осталось. Они были демонтированы в 2003-2008 годах и вместо них были установлены новые, более современные.
Императорский мост относится к балочным конструкциям. Он представляет собой 20 пролетов — полупараболических металлических строений со сквозными фермами из кованого железа с ездой понизу. В настоящее время на нем имеется две автомобильных и одна железнодорожная полоса. Общая длина моста — 2080 м.
Императорский мост – одна из основных достопримечательностей современного Ульяновска, проезжая по нему можно насладиться прекрасным видом на Волгу.